АМСОИ (10) - Лекция №3 - Анализ характеристик функционирования СМО
Этот конспект ещё не дописан. Здесь не хватает: - графиков и некоторых расчётов для этого примера |
Содержание
Анализ разомкнутых СМО с обратной связью
Анализ характеристик функционирования СМО М/М/1
$P(t) = 1 - e^{-\frac{t}{t_0} }$ - вероятность того или иного времени обслуживания и времени пребывания.
$t_0 = \frac{1}{\mu}$
$T = \frac{t_0}{1 - \rho}$
Пример
$\lambda = 10$ заявок/сек.
Найти такую $\mu$, чтобы с вероятностью $P = 0.95$ среднее время предывания было меньше 1 секунды.
$\rho = \frac{\lambda}{\mu} = \frac{10}{\mu}$
$P(T_{0.095}) < 1$
Среднее время: $T < \frac{1}{3} = 0.333$ секунды.
$0.333 = \frac{1}{\mu\cdot (1 - \frac{10\mu})} = \frac{\mu}{\mu\cdot (\mu - 10)} = \frac{1}{\mu - 10}$
$0.333\cdot (\mu - 10) = 1$
$\mu\geq\frac{4.33}{0.333} = 13$ заявок/сек.
Анализ характеристик функционирования СМО Мn/Мn/1
Mn - означает, что у каждого входного потока свои функции распределения (разные типы заявок).
При анализе СМО данного типа находится среднее число заявок в системе и среднее время ожидания, которое является общим и одинаковым для всех типов заявок.
Пример
Найти характеристики функционирования СМО.
Ищем общую загрузку СМО:
- $\rho = \sum_{i = 1}^n\frac{\lambda_i}{\mu_i} < 1$
Находим среднее время обслуживания заявок разных типов:
- $t_0 = \sum_{i = 1}^n \frac{\lambda_i}{\lambda}\cdot t_i$
Определяем второй момент времени обслуживания:
- $t_0^{(2)} = \sum_{i = 1}^n \frac{\lambda_i}{\lambda}\cdot t_i^{(2)}$
Далее находим среднее время ожидания (будет общим для всех):
- $W = \frac{\lambda\cdot t_0^{(2)} }{2\cdot (1 - \rho)}$
Дальше таблица:
№ потока | $\lambda_i$ | $\mu_i$ | $t_i = \frac{1}{\mu_i}$ | $\nu^2 = \frac{1}{К_эрл}$ | $t^{(2)}$ | $\rho_i = \frac{\lambda_i}{\mu_i}$ |
---|---|---|---|---|---|---|
$\lambda_1$, детерминированный ($К_{эрл} = \infty$) | 0.5 | 2 | 0.5 | 0 | 0.25 | 0.25 |
$\lambda_2$, пуассоновский | 0.1 | 0.5 | 2 | 1 | 8 | 0.2 |
$\lambda_3$, эрландовский ($К_{эрл} = 5$) | 0.03 | 0.2 | 5 | 0.2 | 30 | 0.15 |
Суммарная загрузка $\rho = 0.25 + 0.2 + 0.15 = 0.6 < 1$
$\lambda = \sum_{i = 1}^n\lambda_i = 0.63$ заявок в секунду.
$t_0 = \sum_{i = 1}^n\frac{\lambda_i}{\lambda}\cdot t_i = 0.94$ секунд.
$t_0^{(2)} = \sum_{i = 1}^n \frac{\lambda_i}{\lambda}\cdot t_i^{(2)} = 2.89$ секунд.
$W = \frac{\lambda\cdot t_0^{(2)} }{2\cdot (1 - \rho)} = 2.28$ секунд.
Анализ характеристик функционирования СМО с эрланговскими потоками
М/Ек/1 - обслуживание у такой СМО эрланговское.
$\nu^2 = \frac{1}{К_{эрл} }$
Используется формула Поллячека-Хинчина, она касается среднего количества заявок в очереди: $Q = \frac{\rho^2\cdot (1 + \nu_0^2)}{2\cdot (1 - \rho)}$
$\nu_0^2 = \frac{1}{К_{эрл} } = \frac{1}{2} = 0.5$
$\nu_0^2 = 0$
$L = Q + \rho = Q + \frac{\lambda}{\mu}$
$W = \frac{Q}{\lambda}$
$T = \frac{L}{\lambda}$
Tr/Ек/1 - у такой СМО ещё и поток заявок эрланговский.
Для неё есть формула Файнберга: $Q = \frac{\rho^2\cdot (\nu_{вх}^2 + \nu_0^2)}{2\cdot (1 - \rho)}$
Пример сравнения экспоненциального и регулярного
Определить, насколько улучшатся характеристики функционирования СМО при переходе от экспоненциального обслуживания к регулярному при загрузке $\rho = 0.8$?
Ищем и сравниваем:
Характеристика | Экспоненциальное обслуживание | Регулярное обслуживание |
---|---|---|
$Q$ | 3.2 | 1.6 |
$L$ | 4 | 2.4 |
$W$ | $\frac{3.2}{\lambda}$ | $\frac{1.6}{\lambda}$ |
$T$ | $\frac{4}{\lambda}$ | $\frac{2.4}{\lambda}$ |