АКИС (10) - Лекция №1 - Архитектура предприятия
Архитектура предприятия (корпоративная архитектура).
Основные проблемы
Основная проблема построения корпоративных систем заключается в том, что вот есть информационные технологии и есть бизнес, а между ними находится облако неопределённости - как формализовать бизнес-потоки и деятельность для воплощения в информационных технологиях для автоматизации.
Если бизнес-процесс выполняется с некоторой повторяемостью, то можно попробовать его автоматизировать. Если же процесс каждый раз выполняется по-разному, то автоматизировать его будет сложно, а то и невозможно.
Архитектура предприятия
Архитектура предприятия прошла эволюцию от представления организации в виде бизнес единиц до целостного представления предприятия как системы, объединяющей совокупность взаимосвязанных бизнес-единиц, находящихся в постоянном развитии.
Архитектурный взгляд на системы масштаба предприятия представлен в стандарте ANSI/IEEE 1471-2000. В соответствии с ним, архитектура системы - это фундаментальная организация системы, состоящая из совокупности компонентов и связи с внешней средой, а также принципы, исползуемые при создании этих компонентов и их развитии.
Архитектура - это видение, принципы и стандарты, которыми организация руководствуется при разработке информационных систем. Способ снять неопределённость между потребностями бизнеса и возможностями информационных систем.
Архитектура бывает в двух состояниях:
- "as is" - как она есть сейчас;
- "as to be" - какая она должна быть, какую мы хотим.
Процесс перехода от "as is" к "as to be" не происходит мгновенно. Для этого требуются люди, материальные ресурсы и время. Процесс перехода долгий и сложный.
В настоящее время архитектура предприятия = бизнес-архитектура + корпоративная информационно-технологическая архитектура.
Уровни архитектуры
По декомпозиции:
- предприятие как целое;
- отдельный проект (бизнес-единица, подразделение);
- бизнес-процесс, производственный процесс - результ декомпозиции предыдущего уровня).
Контекст архитектуры предприятия
Эффективная АП должна обеспечить целостный взгляд на следующие аспекты:
- бизнес (производство). Видение и стратегии этого бизнеса - из чего состоит бизнес, что им движет, как связан с внешним миром, как развивается;
- организационная структура и сервисы, которые нужны для реализации этого видения и стратегии;
- информация, системы и технологии, которые нужны для эффективной реализации этих сервисов.